В. Балицкий

Выше большевистскую бдительность и непримеримость
в борьбе с классовым врагом

Балицкий В.
Выше большевистскую бдительность и непримиримость в борьбе с классовым врагом.

Речь на XII съезде КП(б)У. – К., 1934. – 16 с.


Товарищи, наша партия идет к своему XVII съезду с величайшими победами. Тов. Косиор в своем докладе дал анализ успехам, которых добилась партия в деле укрепления международного положения СССР на основе правильного проведения генеральной линии нашей партии, направленной на индустриализацию страны, на создание собственной технической базы - советских машин, на полное наше освобождение от капиталистической зависимости, на беспрерывное укрепление обороноспособности нашей страны.

В итоге первой пятилетки мы добились исключительных успехов в области промышленности. В период между XVI и XVII съездами партии произведен полный переворот в сельском хозяйстве СССР. К XVII съезду наша страна в основном стала страной колхозной и совхозной. Этих огромных успехов партия добилась благодаря тому, что она едина, как никогда, что она сплочена вокруг ЦК, что она сплочена вокруг тов. Сталина. Все эти . огромные успехи достигнуты также благодаря твердому проведению генеральной линии нашей партии, решительной борьбе с оппортунизмом, разоблачению всяких антипартийных группировок, осколков прошлых оппозиций, связанных с классовым врагом. Все эти успехи достигнуты благодаря тому, что руководит нами Центральный Комитет партии, во главе с величайшим вождем . рабочего класса всего мира - тов. Сталиным.

Эти успехи особенно ощутимы здесь у нас на Украине не только потому, что Украина является страной хлеба, свеклы, металла, угля, руды и имеет огромное значение з хозяйственной и политической жизни страны, но также и потому, что в течение второй половины 1931 и в 1932 году были допущены глубокие прорывы не только в области сельского хозяйства, но также и в области промышленности (уголь и черная металлургия) и в проведении ленинской национальной политики.

Мы теперь, товарищи, знаем, что объясняется это все неправильными методами руководства, теми ошибками, которые допущены были ЦК КП(б)У и всей украинской партийной организацией. Объясняется это, прежде всего, отсутствием конкретности и оперативности в методах руководства. Не было достаточной мобилизованности для выполнения грандиозных задач, стоящих перед партией. Не были перестроены методы руководства в сельском хозяйстве. Недостаточно была развернута массово-политическая и организаторская работа. Не было большевистской бдительности, что позволило врагу рассесться на различных участках социалистического строительства и даже захватить ряд важнейших постов социалистического строительства на Советской Украине, особенно в строительстве советской украинской культуры. И только благодаря решительному вмешательству ЦК нашей партии и лично тов. Сталина, благодаря укреплению руководства ЦК КП(б)У и решающих областей, благодаря огромной помощи, которую оказал нам ЦК партии и союзное правительство, - в 1933 году Украина достигла больших успехов и вышла из прорыва. Но эти успехи, товарищи,- наши первые успехи, это наши первые победы. Большевикам Украины придется еще крепко драться за превращение Украины в подлинно передовую страну Советского Союза.

Я хочу остановиться на трех вопросах: на вопросе угля, на вопросах транспорта и на новых методах и формах борьбы классового врага.

Что угольный Донбасс имеет огромное значение для всего народного хозяйства страны - это общеизвестно. Мы также знаем, что угольный. Донбасс вышел из прорыва, успешно борясь за такое положение, при котором не было бы ни одной шахты, не выполнившей программы. Всем известно решение партии о том, что в 1934 году Донбасс должен дать стране 60 млн. тонн угля. Но для і/ того, чтобы драться за выполнение программы 1934 года, необходимо немедленно приступить к устранению целого ряда недостатков. В первую очередь необходимо обратить исключительное внимание на состояние подготовительных работ на шахтах. Подготовительные работы продолжают оставаться одним из отстающих участков V работы шахт и лимитируют добычу угля, так как до сих пор происходит:

а) на ряде больших шахт систематическое невыполнение планов и снижение темпов подготовительных работ;

б) затягивание подготовительных участков, подлежащих вводу в эксплоатацию взамен уже выработанных;

в) отставание основных выработок, сокращение углубления очистных забоев;

г) в ряде случаев хищническая эксплоатация шахт и выработка более близких и легко доступных полей.

Я хочу это проиллюстрировать на примерах: в тресте "Донбассантрацит" благодаря невыполнению плана подготовительных работ осталось неподготовленными для эксплоатации 32.240 погонных метров выработок, что выражается в потере 186 тыс. тонн угля. Кроме того съедено вскрытых запасов, ранее заготовленных 1.300 тыс. тонн. Наряду с таким положением в целом ряде шахт оставлены вне эксплоатации готовые лавы и участки. Например, по Свердловскому рудоуправлению заброшены в течение 10 месяцев 3 лавы, которые по своим возможностям могли бы дать 75 тыс. тонн угля. По шахтам Шварцевского рудоуправления брошены 8 подготовительных штреков. По шахтам Боковского рудоуправления брошены 2 лавы с возможной добычей 74 тыс. тонн угля. То же отмечается по шахтам Хрустальского рудоуправления, на шахте "Капитальная" треста Чистяковуголь и на ряде других шахт.

Я, товарищи, думаю, что здесь еще кроме нашей общей расхлябанности есть результаты старого вредительства в угольном Донбассе, так как мы знаем, что кроме диверсии, кроме уничтожения отдельных аггрегатов, вредители ставили своей задачей скрывать от советской власти пласты, задерживать программную мощность той или иной шахты.

У меня кроме того имеется также ряд чрезвычайно характерных примеров работы отдельных шахт, которые я передавал на обсуждение

Донецкой партийной конференции. Два из них, особенно характерные, я хочу привести здесь вам.

Шахта "Лутугино" -сдана в эксплоатацию в 1931 году с проектной мощностью 1.800 тонн в сутки. Заложена эта шахта в 1926 году, но по плану полную проектную мощность она даст лишь в 1935 году. Не ясно ли, что здесь, безусловно, есть элементы вредительства ? В течение 1931 -1933 гг. шахта не только не увеличила подготовку, а вынула запасы, подготовленные к момент сдачи шахты в эксплоатацию. Шахта дает теперь 565 тонн в сутки. Учтите при этом, что капиталовложения по шахте на 1 октября 1933 г. составляют 11.200 тыс. рублей.

Возьмем другой пример. Шахта "Карл" - сдана в эксплоатацию в 1931 году при проектной мощности 2.800 тонн в сутки. По плану шахта достигает своей проектной мощности тоже только в 1935 году, в то время как заложена она еще до революции, а возобновлена проходкой в 1926-27 году. Сейчас шахта дает 540 тонн в сутки; подготовительные работы в 1933 году выполнены только на 41%. Капитальные вложения по шахте на 1 октября составляют 16.700 тыс. рублей.

Все это, товарищи, говорит о том, что угольный Дон-бас имеет все возможности программу в 60 млн. тонн не только выполнить, но и перевыполнить. Нам необходимо сейчас вести самую непримиримую борьбу с хныканьем, с отдельными нытиками и оппортунистами, которые заявляют о том, что не успел Донбасс выйти из прорывного' состояния, как его опять перегружают этой непосильной программой. Это, товарищи, разговоры не из нашего лагеря. Так может говорить или оппортунист, или классовый враг. Недаром Донецкая партийная конференция и все делегаты - шахтеры, выступавшие на конференции, заявляли, что механизация добычи, те огромнейшие капиталовложения, которые получил Донбасс, а главное - работа по-новому, дают возможность не только выполнить, но и перевыполнить план.

Мы, товарищи, знаем, что Донбасс имеет сейчас значительные запасы угля и мы знаем, что чрезвычайно остро стоит вопрос с вывозом этого угля, особенно на север. Транспорт не только лимитирует угольную промышленность, но он является самым отсталым участком народного хозяйства и тормозит не только угольную, металлургическую промышленность, но вообще все народное хозяйство.

Мы также знаем, о том, как в тезисах второй пятилетки поставлен вопрос относительно реконструкции технической базы железнодорожного транспорта и необходимости решительного перелома в его работе.

Я хочу иллюстрировать скверную работу нашего транспорта на примерах объединенных дорог - Южной и Донецкой. Дороги всегда, особенно наши Южная и Донецкая, привыкли объяснять свою скверную работу исключительно недостатком вагонов. Мы провели некоторый анализ и приходим к другому выводу. В частности, это так: вагонов не хватает. Кой - когда север вагонов не додает. Но вместе с тем и в методах руководства нужно желать много лучшего. Нет рационального использования фактически имеющихся на дороге вагонов, благодаря чему погрузка изо дня в день падает. Я обращаю ваше внимание на следующие чрезвычайно характерные цифры, на следующие примеры: если во второй пятидневке ноября 1933 года при наличии 48.492 вагона грузилось 8.924 вагона, или 93% плана, то во второй пятидневке января 1934. г. при парке в 50.056 вагонов грузилось только 7.454 вагона, что составляет 75% плана. За третью пятидневку января, с 11 по 16, при 100% вагонного парка погрузка составляла 79% плана.

Благодаря этому, конечно, скопились значительные запасы угля, металла. А ми ведь знаем, что целый ряд дорог и в частности отдельные агенты железной дороги старались объяснить недогруз угля отсутствием его на станциях погрузки. Фактически же это объясняется, как мы видим, просто неправильной и нечеткой работой транспорта.

Вагонный парк можно было бы значительно повысить. За счет чего? В течение января на Южной дороге в среднем имеется в сутки до 16 тыс. груженых вагонов, подлежащих разгрузке в пределах дороги. В первую пятидневку ноября 1933 г. из этого количества вагонов подавалось под разгрузку 9.600 вагонов, а разгружалось из числа поданных 6.683. В январе 1934 г. подавалось только 6.370 вагонов, а разгружалось только 4.903 вагона. Таким образом разгрузка вагонов упала в январе против ноября на 26%. Из этого само собой ясно и понятно, что количество груженых вагонов увеличилось, и уменьшилось количество порожняка. Если во второй пятидневке ноября имелось на дороге сверх нормы груженых только 465 вагонов, то во второй пятидневке января груженых сверх нормы вагонов скопилось 8.457. Такое положение создает закупорку узлов и станций, резко сокращает пропускную способность железных дорог, вообще парализует работу дороги. Мы не вывозим как следует угля, не вывозим металла; я уже не говорю о том, что железная дорога, идя по пути наименьшего сопротивления, производит зажим вывоза всех остальных грузов, как, например, флюсов, сахара, сельхозмашин и т. д. Нужно еще обратить внимание на то, что железные дороги скверно подготовились к зиме, особенно по паровозному парку. Даже по официальным данным дороги, при норме больных паровозов 16%, мы имеем в основных депо - Дебальцево, Красный Лиман - процент больных паровозов 20, а в Харькове - даже 22. Вместо борьбы за здоровый паровоз некоторые агенты дороги занимались прямым очковтирательством. По основным депо паровозы были в большинстве пропущены только через текущий ремонт. Специальной комиссией управления дороги по депо Красный Лиман допущена была преступная халатность: комиссией этой после осмотра 39 паровозов дано было заключение об их исправности, в то время, как все эти паровозы требовали немедленного ремонта. К началу осенне-зимних перевозок только по депо Дебальцево, Красный Лиман, Гришино и Волноваха из 400 паровозов 206 оказались негодными. В отчетных же данных они были показаны как годные. Такое состояние паровозного парка вызвало массовую неподачу паровозов под поезда и порчу их в пути.

Наряду с необходимостью подачи на Южную дорогу с соседних дорог потребного количества порожняка, со стороны Южной, а теперь Южной и Донецкой дорог, необходимо: наладить своевременную сдачу груженых вагонов, немедленно организовать ремонт паровозов, в первую очередь Дебальцево, Красный Лиман - как решающих депо, организовать и полностью обеспечить своевременную и полную разгрузку груженых вагонов, с местными грузами и продвижение грузов дальнего следования по выходным пунктам. Наряду с этим нужна большая гибкость в руководстве и оперативность в управлении. Мне думается, что наряду с полной расхлябанностью в аппарате дорог и неуменьем руководить порученным делом, причинами отставания транспорта является и то, что антисоветский элемент, классовый враг использовывает все эти неполадки, все прорывы в работе; вам известно, что формы и методы борьбы с нами контрреволюция, классовый враг избирает, использовывая политическую обстановку, исполъзовывая наши ошибки, наши прорывы.

Переходя к последнему вопросу о методах и формах классовой борьбы, я очень кратко остановлюсь на разгроме украинского контрреволюционного подполья в 1933 году. Решительный удар по контрреволюции выразился прежде всего: а) в ударе по низовым антисоветским группам, в которые входили кулацко - петлюровские элементы на селе, организовывавшие саботаж и подрывную работу в сельском хозяйстве, и б) в решительном разгроме руководящих центров, в первую очередь так называемой "Украинской военной организации", которая возглавляла повстанческую, шпионскую и диверсионную работу, а также организацию саботажа в сельском хозяйстве. Был вскрыт блок украинских националистических партий - УКП, боротьбистов, эсеров, эсдеков, увистов и других, - который является прямой агентурой международной контрреволюции,, в первую очередь немецкого и польского фашизма.

Тем, что руководящая роль в борьбе с СССР, в подготовке интервенции перешла к фашистской Германии и японскому империализму, объясняется также и то, что исключительную активность в деле возобновления контрреволюционной работы, особенно в годы прорыва на Украине (1931-1932 гг.) проявил немецкий фашизм, связанный с закордонным центром УВО, ставящий своей конечной целью отрыв Украины от Советского Союза.

Наиболее непримиримые элементы польского фашизма идут на сговор с гитлеровцами с целью создания единого антисоветского блока. Особенно окрыляют активную украинскую контрреволюцию надежды на близость интервенции в связи с усилением влияния военных кругов Японии. Несмотря на разгром националистической контрреволюции, нам необходимо быть особенно внимательными и бдительными к классовому врагу. Классовый враг понимает, что ставка на массовые формы борьбы сорвана. Он переходит к новым формам, к новым методам борьбы, еще более острым, еще более утонченным.

В годы, когда партия решала вопрос об индустриализации страны, т. е. решала вопрос нашего народного хозяйства, высвобождения от иностранной зависимости, международная контрреволюция пыталась нанести удар советской власти путем организации вредительства в промышленности. Происки классового врага были разоблачены. Когда партия выдвинула лозунг ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации, классовый враг все свои силы бросает на этот участок борьбы. Мы должны признать, что у нас на Украине в 1932 г. контрреволюционным элементам удалось провести большую разрушительную работу в сельском хозяйстве. Вредительство в сельском хозяйстве в области животноводства носило плановый, широкий характер.

Несмотря на понесенные потери, враг не откажется также от такой формы борьбы, как шпионаж, диверсия. В условиях так называемой "малой войны", т. е. подготовки к войне, империалисты всех мастей, особенно немецкий и японский фашизм, через своих агентов - белогвардейскую националистическую эмиграцию, через остатки враждебных нам классов внутри страны - будут подготовлять активные действия, диверсионные акты в отношении основных объектов нашей промышленности, будут ставить широко экономический и политический шпионаж.

Благодаря решительному уд:ару по националистической украинской контрреволюции, уцелевшие остатки этого подполья на разгром хотят ответить террором.

Мы знаем, что украинская националистическая контрреволюция вела свою подрывную работу в тесном союзе с польскими буржуазно - националистическими элементами, которые вскрыты по делу "польской военной организации" (ПОВ). Установлено также, что украинские националисты блокировались с русскими шовинистами, которые считают, что Украина является основным плацдармом, на котором развернется борьба против советской власти.

Не только вопрос проведения национальной политики на Украине, но и вопросы классовой борьбы были широко поставлены на обсуждение всей украинской партийной организаций, с достаточной четкостью освещены в ряде выступлений тов. Постышева, в докладе тов. Косиора на ноябрьском пленуме ЦК по национальному вопросу.

Я хочу остановиться здесь на том, что мы должны повысить еще больше свою большевистскую бдительность, так как уцелевшие остатки контрреволюционного подполья, начиная от хлеборобско - гетманских контрреволюционных кругов до "левых" укапистских и боротьбистских групп включительно, работая в подпольи на платформе "единого национального фронта", переходят на фашистские позиции борьбы с нами.

В наши руки попал интересный документ. Послушайте, как одним из видных представителей этого националистического блока сформулирована политическая программа :

"... Наша программа должна представлять из себя что - то среднее между программой гитлеризма и украинских хлеборобов.

Должны существовать сословия и украинская аристократия. Я не реакционер, но нация должна быть разносторонней.

Нашу национальную программу нужно тесно увязать с нашими историческими традициями, в частности с историей казачества.

Рабочий класс должен быть связан с ремеслом, при чем необходима денационализация промышленности. Должна существовать крупная земельная собственность".

По вопросу консолидации сил он говорит:

"...Нынешний момент требует консолидации сил как за кордоном, так и здесь. Много наших людей деморализовано, от них нужно очиститься и набрать новых.

Нашей задачей сейчас является работа по объединению всех национальных сил - от хлеборобов до социалистов включительно".

И дальше:

"...Вся зима и часть весны 1934 г. уйдет на организацию блока иностранных государств против СССР с целью интервенции. Летом вспыхнет война. Нам нужно быть готовыми. Сейчас организация ослаблена и разбита. Поэтому нашей ответственнейшей задачей сейчас является сохранить до, конца свои старые кадры, которых осталось уже очень мало. Необходима тактика зашифровки, временного отступления, большей конспирации, собирания еще неразбитых сил.

В случае войны самостоятельно мы выступить не можем. Поэтому вею нашу работу мы должны координировать с работой организаций других республик, например, с Грузией, Белоруссией. Все наши боевые группы и боевой центр необходимо переключить на военную работу, подготовку кадров к восстанию, ознакомление их с теорией военного дела и партизанской войны и для проведения агитации в Красной армии.

Задачей боевых групп должно сейчас являться создание боевых кадров, которые в случае войны могли бы в тылу вызвать разрушения и активные повстанческие выступления".

Мы должны, товарищи, не забывать, что не только оголтелая украинская националистическая контрреволюция ставит вопрос о насильственном свержении советской власти. Все контрреволюционные группы, начиная от махровых белогвардейцев и до правых и троцкистов включительно, ставят вопрос о насильственном свержении советской власти.

Партия добилась огромных успехов благодаря разгрому классового врага, разоблачению новых форм работы классового врага тихой сапой, разгрому целого ряда антипартийных группировок и осколков разбитых прежних оппозиций, смыкавшихся с классовым врагом. Еще больше бдительности и. непримиримости к классовому врагу!

Накануне XVII съезда партии, который явится съездом, открывающим новый этап развернутой работы над осуществлением второй пятилетки - пятилетки построения бесклассового социалистического общества на основе полного завершения коллективизации крестьянских хозяйств, кооперирования всех кустарей, окончательной ликвидации частной собственности на средства производства и установления социалистического способа производства как единственного способа производства, превращения всего трудящегося населения страны в активных строителей социалистического общества,- партия, выросшая, окрепшая, поднявшаяся на высшую историческую ступень перед лицом стоящих перед ней огромных задач социалистического строительства,- под руководством нашего ЦК, под руководством нашего Сталина пойдет к новым боям, к новым победам за дело коммунизма.

(Бурные, продолжительные аплодисменты)

На початок