Звертатися:
Please contact:
|
Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России 1799-1876. Аннотированная опись дел 1836-1839 гг. //
| |
Документы Попечительного. Комитета об иностранных поселенцах Южного края России являются важным источником для изучения колонизации Юга Украины, его экономического, демографического и культурного развития. В них отражены политика правительства России по отношению к колонистам иностранного происхождения и российским гражданам, роль губернских властей и системы самоуправления колоний. Повседневная жизнь представлена во всей её полноте и многообразии.
|
Vorwort
Einleitung
Аннотированная опись (1836-1839 гг., дела №№ 4131-5286)
Научно-справочный аппарат
Оглавление
В фондах Государственного архива Одесской области хранятся многочисленные ценные документы, раскрывающие историю заселения и экономического развития Юга Украины начиная с последней трети XVIII века. Наибольший интерес вызывают документы, составляющие фонд № 6 "Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России" (1799-1876). Документы фонда освещают заселение Юга Украины иностранными колонистами - греками, славяносербами, болгарами, швейцарцами, меннонитами, выходцами из немецких государств и смежных территорий, а также российскими подданными - шведами, евреями и казенными крестьянами.
Работа с большими по объёму фондами требует огромных затрат времени как со стороны исследователей, так и со стороны архивистов. Государственный архив Одесской области и Институт Германских и Восточноевропейских исследований (г. Гёттин-ген, Германия) поставили перед собой задачу разработать справочное издание, позволяющее существенно облегчить пользователям работу с документами путём более целенаправленного просмотра дел по интересующей их тематике. Выбор пал на форму аннотированной описи, имеющей несомненный преимущества по сравнению с опубликованными указателями и уже имеющимися описями архивных фондов.
В результате структурных изменений гёттингенский институт стал отделением нового исследовательского института - Института культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы. В гёт-тингенском отделении института продолжается работа по исследованию истории и культуры немцев, живших в прошлом и проживающих ныне в России, в Украине и других странах постсоветского пространства (кроме трёх прибалтийских стран), в том числе издание аннотированных описей архивных фондов.
В процессе составления аннотаций сверялись дела, уточнялись их заголовки, датировка и объём, проводилась оценка их физического состояния. Возможньм стало также соединение разрозненных в прошлом дел и уточнение их датировки.
Сегодня Вы держите в руках пятый том, включающий аннотации дел описи № 1 (1836-1839 гг.), а также некоторых дел за более ранние и более поздние годы. В предисловии на это обращено внимание.
Физическое состояние фонда по-прежнему остается неудовлетворительным. Большое количество дел поражено грибком, повреждено грызунами и насекомыми. В силу сложившихся обстоятельств реставрационные работы поражённых грибком дел продвигаются медленно, поэтому, к сожалению, большая часть аннотированных в этом томе дел останется ещё некоторое время для исследователей недоступной.
В составлении аннотаций пятого тома принимали участие: О. В. Коновалова, О. М. Набока, В. Ф. Оноприенко, Э. Г. Плесская, Е. А. Солончук. Набор текста и подготовка оригинал-макета осуществлены А. Н. Келером. Научный редактор тома - О. В. Коновалова.
1 января 1838 г. начало свою работу, новое министерство -Министерство государственных имушеств, образованное на основании указа от 26 декабря 1837 г. [1] Возглавил министерство П.Д.Кисилев. Попечительный Комитет с колониями иностранных поселенцев, являвшимися поселениями казенными, перешли в подчинение МГИ и были переданы в ведение 1-го (Хозяйственного) отделения государственных палат государственных иму-ществ. [2]
В период с 1836 по 1839 г. на юге было основано всего 7 новых колоний, преимущественно дочерних (6). В Мариупольском колонистском округе - меннонитские колонии Бергталь (1836 г.), Шенфельд (1837 г.), Шенталь (1838 г.). В Молочанском менно-нитском округе - Вальдгейм (1837 г. меннонитами, перечисленными из Волынской губернии), Ландскроне (1839 г.). В Малояро-славецком округе - Деневиц (1836 г.). В этом же округе в 1839 г. выходцами из Царства Польского (первопоселенцами) была основана колония Плоцк.
В сентябре-октябре 1836 г. из отдельных колоний Лихтен-таль, Сарата и Гнаденталь в Бессарабии, для единства в их управлении, был образован новый округ - Саратский.
Преобразования, коснувшиеся колониального управления в 1836-1839 гг., более всего затронули еврейские колонии Херсонской губернии, также подведомственные Попечительному Комитету.
Впервые официально сословная группа евреев-земледельцев была законодательно закреплена утвержденным императором 9 декабря 1804 г. "Положением об устройстве евреев". [3] Первые еврейские земледельческие поселения на Юге России были образованы в 1807-1809 гг. в Херсонском (7) и Елисаветградском (1) уездах переселенцами из Могилевской и Черниговской губерний. [4] Однако, 6 апреля 1810 г. переселение евреев в Новороссию было приостановлено на неопределенное время. После этого министр внутренних дел А. Б. Куракин обратился к Главному судье опекунской конторы С.Х.Контениусу с просьбой осмотреть новоустроенные колонии, вникнуть в суть их быта и указать Конторе опекунства на меры, при помощи которых было бы целесообразно превратить евреев в земледельцев.
В сентябре 1810 г. С.Контениус объехал все колонии, которые застал в ужасающем состоянии. [5] Как выяснилось, поселение евреев, на которых до 1811 г. правительством было затрачено 230 тыс. руб., сопровождалось неподготовленностью мест поселения, голодом, болезнями, смертью. В результате чего в 1810-1811 гг. евреи стали выходить из земледельческого звания.
На протяжении 1811-1813 гг. было проведено несколько инспекций и ревизий немецких и еврейских колоний, в том числе министерским чиновником Е.Ф.Лифановым, на которого они произвели тягостное впечатление. [6] Лифанов также выявил массу недостатков в их развитии, после чего ему было поручено наведение порядка в колониях и так называемый "разбор" еврейских колонистов. Однако, в 1814 г. министр внутренних дел О. П. Козодавлев обратил внимание на то, что Лифанов "из особого пристрастия к евреям заботится о них гораздо больше, нежели о православных, немецких, меннонитских и прочих колонистах" [7], и поручил наведение порядка в колониях С. Х. Контениусу, который около года использовал на изучение их состояния и быта и разбор своих замечаний.
В 1822 г. переселение евреев в Новороссию снова возобновилось. Прибывшие были поселены в старых колониях. Однако, в 1823 г. вторично последовало прекращение переселения.
Только в 1829 г. евреям-земледельцам, поселенным на казенных землях в Херсонской губернии, был разрешен переход в мещане при условии, что со времени своего поселения они не занимались в колониях земледелием.
В 1834 г. по случаю неурожая министр внутренних дел Д. Н. Блудов предложил Попечительному Комитету проверить состояние переселенцев, который, в свою очередь, поручил сделать это чиновнику А. М. Фадееву. Посетив колонии, в которых на 1 января 1835 г. числилось 6745 душ, Фадеев представил проект о евреях-земледельцах, который был поддержан Попечительным Комитетом.
Несмотря на то, что превращение евреев в земледельцев было сопряжено с трудностями, опыт, по мнению Комитета, заслуживал дальнейшего продолжения ради пользы, которую могли принести хорошие сельские хозяева, каковыми могли стать евреи в следующих поколениях. Кроме этого Попечительный Комитет находил приемлемой мысль Фадеева о применении в колониях порядка, практиковавшегося в Голландии, в поселениях для бедных, или в русских военных поселениях. Для этого Комитет готов был определить в каждую колонию (в помощь смотрителям) надзирателя для присмотра за полевыми работами поселенцев (распашка, засев, уборка, обмолот, покос, своевременный выезд на работы и т.д.). Самих же поселенцев предполагалось разделить на несколько категорий по состоянию их имущества и способности к работе, назначив в каждую из них по старшине из лучших хозяев, а свободными хозяевами оставить только прилежных и благонадежных. Остальных подчинить надзирателям до тех пор, пока они не достигнут благосостояния настоящих хозяев.
МВД не обратило никакого внимания ни на проект А. Фадеева, ни на подкреплявшие его доводы Попечительного Комитета, поскольку к этому времени сам вопрос о евреях-земледельцах принял другой оборот. Обнародованное 13 апреля 1835 г. Положение о евреях [8] значительно расширило их право на земледельческую деятельность, и в правительственных кругах зародилась идея предложить желающим евреям переселиться в качестве земледельцев в Сибирь.
Прошло несколько месяцев после обнародования Положения, а евреи, желавшие стать земледельцами, не появились. Одни пугались тяжелого физического труда и подчинения специальному начальству, другие - запрета перекочевывать с места на место и неблагоприятных климатических условий. Однако были и такие, кто от нищеты готов был заниматься земледелием ради избавления от нужды, уплаты недоимок, рекрутской повинности, но они обдумывали предложение и выжидали более подробные распоряжения.
Новые узаконения не замедлили появиться. 12 ноября 1835 г. последовало Положение о переселении евреев в Сибирь, в котором для них были определены 15 тыс. десятин в Тарском и Омском округах. Через год (17 октября 1836 г.) вышли правила переселения.
Однако, через несколько месяцев законом от 5 января 1837 г. переселение евреев в Сибирь было внезапно приостановлено, а 15 мая и вовсе прекращено. Законы эти, обнародованные без всяких мотивов, многих поставили в тупик. 11 июля 1837 г. уже переселившимся в Сибирь 36 евреям было предложено либо переселиться в Херсонскую губернию, либо оставаться в Сибири.
Через два месяца после выхода запретительных законов Д.Н.Блудов, обрисовав положение еврейских колоний, представил Николаю I доклад с проектом их нового устройства. В нем констатировалось, что, несмотря на внимательное наблюдение со стороны МВД за устройством евреев посредством местного колониального начальства и особых смотрителей из чиновников, они мало преуспели в сельском хозяйстве. Уклоняясь от занятий земледелием, они накопили значительные недоимки в казенных податях и долгах, лежавших на них за истраченные на их поселение издержки. Близость городов Одессы, Херсона, Николаева благоприятствовала их склонности к бродяжничеству, давая возможность уходить в города. Два смотрителя, находившиеся при 9 колониях (на пространстве в 200 верст), не имели возможности непрерывно наблюдать за поселенцами, а надзор был необходим за каждой колонией. Поэтому целью проекта было: усиление надзора, поиск средств привязать евреев к земле, прекращая их частые отлучки и поощряя к земледелию. В смотрители были предложены не чиновники, а уволенные унтер-офицеры, которые должны были находиться под началом одного управляющего из отставных штаб- или обер-офицеров. [9] Последнего и все еврейские колонии предлагалось подчинить не Попечительному Комитету (учрежденному для попечения иностранных колонистов, "которые по своим свойствам не имели с евреями ничего общего и сходного"), а губернскому начальству и Новороссийскому генерал-губернатору.
Проект Д.Н.Блудова с правилами и новым штатом для управления еврейскими колониями был утвержден 4 ноября 1837г. [10] Преобразование колоний в сущности ограничилось:
Оставалось определить земли для новых поселений и собрать в колонии евреев, приготовившихся к переселению из литовских и белорусских губерний, а также рассеянных по дорогам в Сибирь. С этой целью МВД направило в Новороссию своего чиновника Комарова. Ему было предписано осмотреть все пустующие при еврейских колониях земли, разделить их на участки, выбрать места для новых колоний, определить возможное количество семей для поселения на них (из расчета по 30 десятин на семью).
Представив по возвращении в Петербург общую карту Херсонской губернии и планы 9 еврейских колоний в особом атласе, Комаров сделал вывод, что новых колонистов будет полезнее приселить к старым с тем, чтобы последних наделить до 40 десятин, а первых - по 30 десятин на семью.
Из представленных Комаровьм сведений, Блудов усмотрел, что для поселения евреев в Херсонской губернии может быть назначено удобных земель:
Всего - 118 434 дес. Этого количества могло хватить почти на 4000 семей, из числа которых 738 семей можно было поселить при старых колониях. [12]
Результаты поездки Комарова Блудов представил царю, которые тот рассмотрел 31 декабря 1837 г. После чего министр сообщил о её цели и результатах генерал-губернатору М. С. Воронцову.
Однако, к этому времени Блудову представилась законная и легальная возможность избавиться от дальнейшей заботы о еврейских колониях. 26 декабря 1837 г. было учреждено МГИ, к деятельности которого было отнесено попечительство над свободными хлебопашцами, в числе которых числились и евреи-земледельцы. [13] Всего же новому министерству предстояло заведывать 7 649 442 ревизскими душами мужского пола. В сравнении с численностью государственных крестьян евреи-земледельцы, которых к 1 января 1838 г. насчитывалось 957 семей (6762 душ обоего пола), [14] были малой толикой, и поэтому поначалу было не до них.
Кроме всего прочего, в течение первой половины года деятельности МГИ стало ясно, что евреям нужно уделить много времени и внимания, так как их поселение до сих пор проходило безуспешно. Но и помочь этому МГИ не могло, поскольку по указу от 4 ноября 1837 г. эти колонии во всем подчинялись исключительно генерал-губернатору, с которьм Министерство могло лишь вести о них речь. Тогда министр государственных имуществ П. Д. Киселев решил, хотя бы на время, избавиться от еврейских колоний.
Излагая свою точку зрения в направленном императору докладе (утвержден 28 октября 1838 г.), П. Д. Киселев напоминал, что управление еврейскими колониями было передано местному начальству и генерал-губернатору, под началом которого теперь проходили прием и поселение новых колонистов. [15] Исходя из этого, наблюдение за ходом поселения со стороны МГИ, проверка действий местного начальства и разрешение предложений генерал-губернатора М. С. Воронцова были не только лишним, но и противоречили закону от 4 ноября 1837 г. Поэтому министр предложил сделать в отношении еврейских колоний временное исключение - не стеснять М. С. Воронцова отчетностью Министерству по поселению евреев, предоставить ему возможность распоряжаться в этом деле по собственному усмотрению на основании вышеупомянутого закона и существующих постановлений, а после окончания их водворения и устройства колоний принять их в ведение МГИ.
Намерение П. Д. Киселева на время избавиться от еврейских колоний противоречило основному принципу существования министерств, а МГИ - в частности. По закону все представления в Государственный совет и Комитет министров шли от министерств. Таким образом, законодательные или требовавшие разрешения Совета или Комитета административные вопросы Новороссийский генерал-губернатор обязан был направлять только в МГИ, так как относился к нему, а МГИ неизбежно предстояло рассматривать эти вопросы, в том числе совместно с другими министерствами (при неясностях или в связи с деятельностью последних), испрашивать их заключения, а также генерал-губернаторов и Попечительного Комитета. Следовательно, МГИ никак не могло освободиться от трудов по эти колониям.
Мало того, М. С. Воронцов, не взирая на порученное ему устройство колоний, смотрел на них как посредник между колониальным начальством и МГИ. Поэтому он считал себя вправе обращаться к Министерству за различньми разъяснениями, а с другой стороны не спешил высказывать свое мнение о еврейских колониях и проводить мероприятия для их упорядочения, рассчитывая, как и П. Д. Киселев, сложить с себя заботу о них.
Результатом этих странных действий МГИ и М. С. Воронцова было то, что начальство колоний около года готовилось к переходу из ведения Попечительного Комитета в подчинение М. С. Воронцову. Видя, что выжидание не оправдалось, в октябре 1838 г. генерал-губернатор поручил управление еврейскими колониями подполковнику Демидову. [16]
Через несколько месяцев исполняющий должность генерал-губернатора П. И. Федоров просил разрешения П. Д. Киселева на вступление в непосредственное руководство еврейскими колониями Херсонской палаты государственных имуществ (для посредничества между начальством колоний и генерал-губернатором). Министр ответил на это, что колонии вверены генерал-губернатору не для того, чтобы обременять палату, а посредничество уже привело к проволочкам и усложнило все дело.
Надеждам на наведение порядка в еврейских колониях, возложенным на нового управляющего Демидова, не суждено было сбыться. Всего через несколько лет после его назначения шефу жандармов А.Х.Бенкендорфу стало известно через своих агентов о финансовых нарушениях управляющего, присвоившего себе всю разницу между ассигнованными и истраченными деньгами. Жандармское начальство изобличило колониальное, поставив об этом в известность П. Д. Киселева и М. С. Воронцова.
За допущенные нарушения, злоупотребления и беспорядок, в том числе при строительстве домов, обеспечении евреев продовольствием и заготовке хозяйственных принадлежностей для них, Демидов был в 1844 г. уволен и предан суду.
Кроме еврейских колоний, вышедших из подчинения Попечительного Комитета, в гражданское ведомство были переданы 2 колонии меннонитов в Черниговской губернии - Радичев и Нейдорф.
Колонисты черногорской колонии Цетин (16 семей) с 1839 г. были исключены из этого звания с разрешения вышестоящего начальства. [17] С этого времени Цетин перестала быть колонией и выбыла из ведения Попечительного Комитета.* * *
В настоящий том описи включено 1159 дел (в том числе - литерные) из описи № 1 фонда № 6. Из них проаннотировано 787 дел, остальные - утраченные. Аннотации составлены на дела, относящиеся к деятельности Попечительного Комитета и Управления задунайских переселенцев в период 1836-1839 гг. Проаннотированы также некоторые документы, составленные после 1839 г. (поскольку ведение некоторых дел не ограничилось этим годом), и за 1827, 1834, 1835 гг. (поскольку часть дел за эти годы была внесена в опись позднее и сосредоточена в более поздних годовых разделах).
Структура аннотированной описи изложена в т. 1 настоящего издания с дополнениями в последующих томах.
Именной и этно-географический указатели содержат ссылки на номера дел. Полужирным шрифтом выделены номера страниц предисловия.
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание II (ПСЗ II). Т. 12. Отделение 1. № 10834. С. 1039-1053; Т. 13. Отделение 1. № 10907. С. 38.
2 Там же. Т. 13. Отделение l. № 11189. С. 406.
3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание I (ПСЗ I). Т. 28. № 21547. С. 751-763.
4 Еще одна колония была образована в 1824 г.
5 Государственный архив Днепропетровской области (ГАДО). Ф. 134. On. l. Д.265.Лл. 18-26 об.
6 ГАДО. Ф. 134. On. l. Д. 328. Лл. 34 об.-Зб.
7. Никитин В.H. Евреи-земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887. СПб. 1887. С. 87.
8 ПСЗ П. Т. 10. Отделение 1. № 8054. С. 308-323. Главной целью Положения было устроить евреев на таких правилах, которые, "открывая им свободный путь к снисканию безбедного содержания упражнениями в земледелии и промышленности, и к постепенному образованию их юношества, в то же время преграждали им поводы к праздности и промыслам незаконным" (Там же. С. 309).
9 Д.Н.Блудов фактически осуществлял идею А.Фадеева, высказанную им еще в 1825 и 1834 г.
10 ПСЗ П. Т. 12. Отделение 2. № 10668. С. 852-855.
11 Всего по штату управления 18 человек (Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. 6. On. 4. Д. 23811. Л. 10.).
12 Никитин В.Н. Евреи-земледельцы... С. 227-228.
13 9 колоний, находившиеся в Херсонском и Бобринецком уездах (Сейдеминуха. Бобровый Кут, Большой и Малый Нагартав, Эфенгар, Израилевка, Ингулец, Камянка, Излучистая), с 1834 г. входили в состав 1-го и 2-го округов еврейских колоний Херсонской губернии.
14 ГАОО. Ф. 6. On. 4. Д. 23811. Л. 20.
15 В 1838 г. в Херсонской губернии для поселения 1244 семей евреев было отведено 8 участков в размере 49 758 дес.
16 ГАОО. Ф. 6. On. 4. Д. 23841; Ф. 6. On. 1. Д. 4254. Лл. 215 об., 217.
Головна сторінка | Архів новин | Архіви в світі | Корисні посилання | Контакти | Карта порталу
Copyright © 2025 - Державна архівна служба України
Всі права застережені
Вебмайстер: webmaster@arch.gov.ua